Как прокачать эмоциональный интеллект, чтобы общаться с коллегами результативно
KOGDATA.RU — В США и Европе любят повторять модное выражение: IQ gets you hired but EQ gets you promoted. Эта поговорка появилась в среде американских HR в начале 2000-х годов и достаточно быстро приобрела популярность. И хотя сейчас есть много скептиков относительно влияния эмоционального интеллекта (EQ) на профессиональный рост, одновременно является и факты, подтверждающие, что просто обладать знаниями - недостаточно для профессионального роста или построения своей карьеры.
Что же такое эмоциональный интеллект?
Есть множество определений, объяснений, гипотез. Если обобщить, то эмоциональный интеллект (EQ) - это способность человека понимать и управлять эмоциями, которые испытывает она и те, кто рядом.Впервые понятие эмоционального интеллекта описали в конце ХХ века Джон Мейер и Питер селу, которые назвали четыре направления эмоционального интеллекта:
как мы оцениваем и выражаем эмоции;
что о них знаем;
как ими управляем;
как на их основе принимаем решения.
А дальше начались различные исследования, то опровергали, то подтверждали силу эмоционального интеллекта. И как часто бывает с популярными веяниями, понятие эмоционального интеллекта обрастало различными мифами. Можно услышать и прочитать много восторженных выводов в стиле «EQ - это наше все» или «там, где эмоции, там проблемы». Автор: Артем Маслов
Сохраните в соц.сети, ок?
Так, например, австралийские исследователи Эми Чан и Питер Капути обнаружили: чем выше EQ, тем больше человек доволен жизнью. А Трэвис Брэдбери (Travis Bradberry), соавтор книги «Эмоциональный интеллект 2.0 и президент компании« Smart Talent» в своей статье рассказал об интересном исследования, в котором приняло участие более 1 млн. человек.
Основное утверждение - уровень EQ растет вместе с должностями. Менеджеры среднего звена имеют высокие показатели эмоционального интеллекта. Но такая тенденция сохраняется только в профессиональном росте менеджмента среднего звена. Однако потом все резко меняется, а уровень EQ летит вниз, ведь менеджер оказывается в среде, ослабляет его эмоциональный интеллект.
Почему так происходит?
Одна из угроз: чем выше должность, тем больше фокус компании на количественных результатах, а не на команде, взаимоотношениях и комфортной атмосфере. Именно поэтому таким актуальным является вывод о том, что эмоциональный интеллект нужно тренировать постоянно. В то же время важно сохранять баланс, ведь соединив рацио и эмоции, можно принимать лучшие решения и добиваться успеха.Что же характеризует людей с высоким уровнем эмоционального интеллекта
Они не боятся перемен, осознают, что изменения - это часть жизни, и готовы быть гибкими.
Они легко могут назвать свои сильные стороны и зоны роста, точно знают, над чем стоит работать и развивать, а также каким образом это делать.
Они умеют проявлять эмпатию, понимать чувства других и реагировать на них.
Они ищут и находят баланс в профессиональной и личной жизни.
Они открыты к новому, любят исследовать и интересоваться новинками.
В компаниях, где поддерживается культура развития эмоционального интеллекта, работники больше проявляют лидерские качества, эффективнее работают в команде, лучше общаются между собой, с клиентами и партнерами. Работодатели охотнее нанимают на работу тех, кто умело сочетает ум и эмоции.
Что значит быть эмоционально компетентным на практике
Дэниел Гоулман описал такие компетенции эмоционального интеллекта:Самосознание, то есть понимание собственных эмоций.
Самоконтроль, то есть управление собственными эмоциями.
Социальное понимание, то есть понимание эмоций других людей.
Управление вземовидносинамы, то есть управление эмоциями других людей.
Понимание собственных эмоций
Очень важный навык прислушиваться к себе, различать свои состояния, позволять себе переживать разные эмоции и чувства, не блокируя их. Часто нам / людям не хватает словарного запаса для озвучивания эмоций, а потому труднее выяснять и причину их возникновения.Как развивать понимание собственных эмоций? Самое простое - это наблюдать за собой, отслеживать изменения эмоционального состояния, позволять себе переживать различные чувства. Часто людям трудно описать словами, что именно они чувствуют - раздражение, злость, а, может, страх. Тогда можно попробовать визуализировать эмоции, например, нарисовать их. Или кому-то легче высказываться метафорами: «Во мне аж все кипит». Сам факт того, что вы осознаете, что вы переживаете разные эмоции уже приближает к следующему шагу - управление эмоциями.
Еще одним действенным способом является самоемпатия как умение позаботиться о себе вовремя. Она дает возможность лучше понимать себя, сохранять ресурсное состояние и восстанавливаться. Самоемпатия - это анализ себя в форме:
Ситуацию (что произошло?) - например, вы получили письмо, в котором вас просят переделать полностью отчет, над которым вы работали более 2-х недель.
Эмоции (что я чувствую?) - растерянность, раздражение, злость из-за того, что никто не предупредил заранее, что могут быть изменения; придется потратить еще 2 недели на эту работу ...
Потребности (что я хочу? Что нуждаюсь?) - нуждаюсь понимание ситуации, поддержки от других.
Действия (что я могу сделать?) - могу попросить консультации и помощи у коллег, могу проговорить ситуацию и продумать алгоритм действий, чтобы такая ситуация не повторялась в будущем.
Скучать, слиться, радоваться - это нормально. За каждой нашей эмоцией стоит потребность, которую следует распознать и осознать, а не игнорировать.
Управление собственными эмоциями
Ситуации бывают разные: то вас раздражает кто-то из коллег, то поговорили повышенным тоном, или вы сами были способны «сорваться на эмоции». И, конечно же, возникает вопрос: как контролировать собственные эмоции? Эмоции невозможно контролировать. Это то же самое, что пытаться успокоить волны на море. И единственный способ сделать так, чтобы море стало спокойным, - подождать. То же самое и с эмоциями. Ведь эмоция - это краткосрочная реакция нашего мозга.Эмоции можно и нужно:
осознать;
понять причины возникновения;
уметь реагировать, то есть мы можем научиться управлять эмоциями.
Рассмотрим достаточно стандартную ситуацию с рабочей жизни. Например, вас раздражает кто-то из коллег. Что делать? Сначала попробуйте остановиться и подумать: «Что побуждает меня реагировать подобным образом?». Не стоит концентрироваться на разногласиях. Напротив, попробуйте сосредоточиться на схожих чертах, опыте, стили поведения и тому подобное. Стоит помнить, если коллега вас раздражает, есть большая вероятность, что и вы тоже выводите его из себя. И тогда не стоит избегать разговора с коллегой, а лучше поговорить о том, что можно сделать, чтобы вы могли эффективно работать вместе.
Лучше в любых ситуациях работает правило: остановись, подыши, действуй! Также полезно обращать внимание на собственные реакции. Ответьте себе на вопрос: легко другие рядом с вами могут поделиться своими идеями, не боясь осуждения? Признаете ли вы вклад других, даже если не совсем согласны с ним? Готовы ли вы давать развивающий обратная связь другим без критики, обвинений? Даже короткий самоанализ помогает лучше понимать себя, а значит и лучше понимать других.
Понимание чувств других людей
Это искусство слушать и слышать, видеть и понимать, проявлять эмпатию. Еще один пример ситуации, с которой каждый из нас сталкивался и не раз. В споре ваш оппонент вдруг восклицает: «Ты меня совсем не понимаешь! Неужели не видно, что мне больно? »На самом деле человек нуждается эмпатии в этот момент.Уместнее, что можно делать для понимания чувств других людей:
Активное слушание , предусматривающий предоставление обратной связи, вопрос, подведение итогов.
Обращать внимание на Невербалика. Жесты, мимика, интонация, темп речи могут сказать больше об эмоциях человека, чем слова.
«Обуть ботинки другого человека». Часто очень сложно посмотреть на ситуацию глазами другого человека, особенно в конфликтной ситуации. Еще труднее сделать это без оценок и предвзятых мнений. Поэтому начать можно с поиска того, что объединяет, с чем две стороны готовы согласиться.
Управление эмоциями других людей
«Между тем, что я думаю, тем, что я хочу сказать, тем, что я, как мне кажется, говорю, тем, что я говорю, и тем, что вы хотите услышать, и тем, что, как вам кажется, вы слышите, тем, что вы хотите понять, тем, что вы понимаете, есть десять вариантов возникновения непонимания. Но все-таки давайте попробуем ... », - фраза Бернарда Вербера, которая, на мой взгляд, прекрасно описывает коммуникацию, эмпатию, а в итоге и мастерство управления эмоциями других людей для взаимопонимания.Трудно управлять эмоциями других людей, если не разобрались со своими, так опять же следует помнить и о самоемпатию.
В налаживании искренней коммуникации на основе уважения, доверия и эмпатии, помогает практический метод ненасильственной коммуникации (ННК). Он был разработан американским психологом доктором Маршаллом Розенбергом в 60-х годах ХХ века. В чем заключается его суть? Предлагаю разобраться на практическом примере.
Коллега долго задерживает сдачу проекта, протерминовуе дедлайны. Команда недовольна такой ситуации, решает поговорить с ним. Разговор может быть такой: «Тебе безразлично других! Думаешь только о себе! Постоянно протерминовуеш дедлайны сдачи проекта, а мы вынуждены ждать! Может, тебе вообще не стоит работать в команде, если ты не умеешь соблюдать обязательства? ». Такая претензия, как правило, вызывает негативную реакцию, желание уйти от скандала или закрыться в себе, оправдываться. Посмотрим, какой была бы разговор в стиле ненасильственной коммуникации: «За последние две недели ты дважды не придерживался сроков сдачи проекта. Мы волнуемся, ведь это влияет и на нашу работу, нам важно понимать, что происходит, чтобы лучше планировать свою деятельность. Мог бы ты заранее, щойнаменше за неделю, сообщать об изменениях в графике, если таковые имеются? ».
Если рассмотреть структуру ненасильственной коммуникации, ей присущи такие составляющие:
Факт (конкретное действие, которое мы наблюдаем и которая на нас влияет). Прежде чем делать поспешные выводы или обвинять фразами: «Тебе безразлично других!» Или «Ты думаешь только о себе!», Наведите факт: «Последние 2 недели ты пропустил дедлайны и не сообщал коллегам».
Чувства. Вместо того, чтобы утверждать свои выводы или выражать образа: «Ты эгоист и думаешь только о себе ...», - начните объяснять, что вы чувствуете, когда попадаете в такую ситуацию: «когда ты протерминовуеш дедлайны и не сообщаешь, то мы волнуемся / обеспокоены / раздражены ».
Необходимости. Выражение «мы вынуждены ждать» лучше перефразировать: «Нам важно понимать, как обстоят дела, у нас есть потребность получать информацию и реагировать вовремя, это позволяет лучше планировать и предвидеть ситуацию». Важно проговаривать свои ожидания, объясняя потребности, а не ожидать, что другим и так все понятно и очевидно.
Просьба (конкретные действия). Многие говорят абстрактные фразы, например: «Я хочу, чтобы все было хорошо», надеясь, что другие догадаются. Важно расшифровать, что мы имеем в виду, прибегая к конкретике. Ведь одна и та же фраза для разных людей может означать разное.
Выслушать позицию собеседника. Чаще всего наши преждевременные выводы возникают из-за собственного «накручивания», недостаток информации и отсутствие качественной коммуникации.
Ненасильственное общение требует длительной и сосредоточенной работы. Для начала можно сфокусироваться на двухуровневом слушании. Где первый уровень - содержание, то есть то, что говорит собеседник, а второй уровень - это слушание эмоций, то есть то, как он говорит. Старайтесь не перебивать, не давать своих оценок и не осуждать. Это не так легко, однако открывает новые возможности равного и искреннего общения.
Эмоциональный интеллект - это совокупность качеств, знаний умений и навыков, требующих постоянного совершенствования. Можно сравнить человека, посещает спортзал, с человеком, который стремится развивать EQ. Узнать, какие есть возможности для занятий, познакомиться со спортсменами, выбрать качественную обувь, наблюдать за другими людьми, которые занимаются на тренажерах, недостаточно, чтобы получить желаемый результат. Невозможно накачать мышцы, посещая спортзал как музей, и только восхищаться другими. Аналогично и с EQ - важно не только прочитать книгу, посетить тренинг, но и ежедневно тренировать свои EQ-мышцы. К тому же это делать в любом возрасте и на любой должности!
Что почитать
Для тех, кто только начинает знакомиться с эмоциональным интеллектом, советую следующие книги:«Эмоциональный интеллект» , Дэниел Гоулман;
«Эмоциональная ловкость. Как начать радоваться изменениям и получать удовольствие от работы и жизни » , Сьюзен Дэвид;
«Эмоциональный интеллект 2.0» , Трэвис Брэдбери и Джин Гривс.
Для управленцев, которые сталкиваются с конфликтными ситуациями, рекомендую такую литературу и онлайн-тренинги:
«Эмоциональный интеллект руководителя. Как развивать и использовать 4 базовые навыки эмоционального лидерства » , Дэвид Карузо, Питер Салова;
«Ненасильственная коммуникация: язык жизни» , Маршалл Розенберг;
Inspiring Leadership through Emotional Intelligence (онлайн курс на www.coursera.org).
Категория: Новости о онлайн-медиа и IT-корпорациях Ваш IP записан: 13.58.28.196 (06.06.19)
Да 1561 нет :(
Оставить комментарий +25 баллов
Смотреть видео +20 баллов
«попробуйте оставить ваш первый комментарий здесь — это проще, чем кажется!»