Ева Суссе: «Странно все еще смотреть на мир сквозь розовые очки и делать вид, что все хорошо»
KOGDATA.RU — Шведская детская писательница - о том, почему детские книги не должны быть только добрыми, как писать для детей и зачем им философские теории.
«Почему люди умирают? Бабушка умерла в больнице. Я помню, как когда-то мы проводили время вдвоем, помню все наши уютные кофепития и разговора. А теперь ее нет, хотя она на множестве фотографий. Удивительно, когда кто-то есть, но в то же время его нет. Я уже никогда не пойду к ней в гости. Она не знает, как мне идет. Когда я тоже умру, но сейчас не хочу об этом думать. Может, тогда что-то почернеет то. То человек просто исчезает из этого всего. Но сейчас я живу » - так начинается книга Евы Сусс« Все спрашивают почему? », Которую в этом году украинский в переводе Юлии Юрчук выдало« Издательство ».
На рисунке - печальная, задумчивая, даже отстранена ребенок в клетчатом пиджаке и серых шортах стоит на поляне пустого парка и рассуждает о смерти. По другую сторону - тоже на поляне - перепел с головой ... философа Серена Кьеркегора, или же философ Кьеркегора в образе перепела своими словами подталкивает ребенка к поиску ответа.
«У меня появилась идея написать философскую книгу для детей еще когда я училась в университете, изучала там философию, - рассказывает Ева. - Я тогда четко осознала, что хочу написать такую книгу. Мне казалось, что ее очень не хватало детям, таких книг вообще не было. И, в принципе, это первая такая книга в Швеции, написанная для детей, но в которой представлены философские теории экзистенциализма ».
Создала книгу Ева в соавторстве с другой известной шведской писательницей и иллюстратор Анной Хьоґлунд. Собственно, Анна - автор причудливых и довольно необычных иллюстраций.
На каждом развороте книги каждый раз другой ребенок ставит себе (и нам) вопросы. «Я существую. Что это значит? »,« Откуда берется зло? »,« Почему я плохо отношусь к людям, которые на самом деле мне нравятся? »,« Должна жизни иногда быть печальным? »,« Все мы одинаково ценны? »,« Как я связана с миром? »и другие. И каждый раз искать ответы (не давать готовые, а именно побуждать к размышлениям) детям помогают философы в образе животных и птиц: вот Сартр выглядывает из проруби в образе рыбы, стоит на берегу бурной темной реки Гипатия - дикая веприця, скачет по улицам города Эмманюэль Левинас - козленка ...
«Все спрашивают почему?» - довольно необычная для украинского читателя книга. Она сразу привлекает внимание: кого-то привлекает, а кого-то наоборот отпугивает. И это касается как непростой темы, так и довольно мрачных иллюстраций Анны Хьоґлунд. Издатели рекомендуют ее детям от 8 лет, хотя, конечно, далеко не все родители захотят купить ее своим даже немного старшим детям, ведь в этом вопросе опираются на собственный вкус и собственные представления о том, что интересует и чем живут дети. Но здесь Ева Сусс предлагает для начала ответить на вопрос, а кто такие дети и чем они живут.
«Надо просто брать во внимание тот факт, что дети есть. Нужно с ними говорить, нужно их лучше познавать », - рассуждает Ева. Она говорит, что и не ожидает, что эта книга всем нравиться. Зато она - прекрасный повод для дискуссий.
Писательница рассказывает, что подобные мировоззренческие вопросы возникают у детей где-то с шести лет. Хотя некоторым родителям порой сложно представить, что маленьких детей могут интересовать настолько философские вопросы. Когда я предполагаю, что эта книга сильно поможет родителям найти ответы на непростые детские вопросы, Ева только улыбается: «Почему вы думаете, что дети не справятся с этим сами?».
Наш разговор происходит во время «Книжного Арсенала» . Шведская писательница и журналистка Ева Суссе этого года была среди специальных международных гостей Детской программы. В Украине она еще мало известна, но в целом на счету Евы - почти четыре десятка книг для детей и подростков. В течение семи лет Ева Суссе была членом Шведской академии детских книг.
Когда она пробовала себя в искусстве, но, став мамой, начала изучать литературу. Родив еще двух детей, Ева начала писать детские книги и поняла, что писательство - это его призвание. Ева дебютировала как автор в 1995 году с книгой-картинкой «Рита», и с тех пор не прекращает писать.
«Книга не имеет ценности, если не вызывает никаких чувств - ни положительных, ни отрицательных»
- Вы сказали, что «Все спрашивают почему?» - это первая в Швеции книга для детей, в основе которой лежат философские теории. Расскажите, как на ее выход отреагировали дети, родители, критика?
- Я точно не знаю, как отреагировали родители, но мы получили значительную порцию литературной критики, о нас много говорили и писали. И у меня было много встреч с детьми в школах, которые читали эту книгу. Это были дети от 10 до 12 лет. И я поняла, что они на самом деле очень заинтересованы этим темам, что им нравится размышлять над теми вещами, о которых идет речь в книге. Знаете, у детей всегда есть огромное количество идей и теорий относительно любого вопроса.
Что касается иллюстраций, то одни дети говорят, что им очень нравятся рисунки Анны Хьоґлунд, а другие - что рисунки их немного пугают. Но это также означает, что они привлекают внимание детей, пробуждают какие-то чувства и эмоции.
Я считаю, что книга не имеет никакой ценности, если она не вызывает никаких чувств - ни положительных, ни отрицательных. И поэтому, мне кажется, очень интересно, когда дети говорят: «Эти иллюстрации нас немного пугают и удивляют». Потому что это дает толчок для дальнейшей дискуссии. Можно спросить: почему ты считаешь так? Чем они тебя пугают? Почему выдаются тебе ужасными?
Мне очень нравится, когда дети открываются и говорят о том, о чем действительно думают, что их на самом деле волнует и интересует. И такую же дискуссию могут иметь и родители с детьми, когда вместе читают такие книги дома.
Ева Суссе на встрече с читателями во время "Книжного Арсенала".
- А как на книгу реагировали читатели в Украине?
- С помощью этой книги мы как бы узнаем о детях больше, открываем их. У меня была встреча с детьми в Днепре и здесь, на Книжном Арсенал. Мне показалось, что в Украине дети будто немножко более закрытые, они как бы прячутся от родителей, когда речь заходит о таких темах. Но я уверена, что здесь, в Украине, дети задумываются над такими вещами так же сильно, как и в Швеции, как и везде.
Но говоря о реакции детей, которую я получила здесь, то это только положительные впечатления. Все люди, которых я встречала, очень лестно отзывались о книге. Но я уверена, что есть люди, которых эта книга спровоцирует. И думаю, что это хорошо. Детская книга не должна быть всегда только хорошей. Слишком доброй.
«Это старая традиция - изображать людей в образе животных»
- Чьей идеей было изобразить философов в виде животных?
- Анны Хьоглунд. Сначала я подумала, что это очень странная идея и спросила Анну: «Почему ты вообще решила изобразить их как животных? Они умерли, почему нельзя изобразить их в виде каких-то фигур? ». Мне кажется, что здесь мы немножко обманываем детей и делаем вид, что эти философы до сих пор живы, поскольку мы изображаем их в виде животных. Но с другой стороны, это старая традиция - изображать людей в образе животных.Мне на самом деле очень нравятся эти иллюстрации, мне нравятся эти животные и они нравятся детям! И это делает книгу еще более интересной. И еще здесь все происходит как бы наоборот: здесь дети выглядят серьезными, сосредоточенными, а взрослые в виде животных - смешные, ироничные, бегают вокруг.
«Во многих странах до сих пор сохраняется традиция писать для детей обучающие книги»
- В Украине авторы начали писать на сложные темы не так давно. И этот процесс идет не так быстро и часто сталкивается с сопротивлением, в частности со стороны учителей и достаточно консервативных родителей. Как это происходило и происходит в Швеции, есть ли какие темы, которые детские авторы до сих пор неохотно раскрывают в книгах? Автор: Артем Маслов
Сохраните в соц.сети, ок?
- В Швеции очень давно, еще со времен Астрид Линдгрен, существует традиция писать для детей о серьезных вещах. Но это не значит, что все детские книги у нас - серьезные. Существует очень много различных книг, в том числе комических, веселых. Не обязательно все книги, которые издаются для детей, должны быть на серьезные темы. Но отличает Швецию от многих других стран - это то, что мы пытаемся изобразить детей, прежде всего, как просто людей - с их мыслями, переживаниями, проблемами. Во многих странах до сих пор сохраняется традиция писать для детей обучающие книги, то есть учить детей, какими они должны быть. Но мы говорим больше с детской перспективы. Как ребенок воспринимает мир.
- Ваши дети, когда были меньше, спрашивали вас о смысле жизни, о том, почему и зачем мы здесь, все эти философские вопросы?
- Да, конечно. И я думаю, что в целом практически все дети задают такие вопросы в разный период жизни. Обычно начинают где-то с шести лет. Просто дети формулируют эти вопросы, возможно, немножко по-другому, чем в моей книге.
«Все, что нам мешает - это лишь страх»
- Помогает ли вам как детской писательницы материнство?
- (Смеется) Да, конечно, мне помог опыт воспитания троих детей, то, что я наблюдала, как они росли, видела, что и как меняется - и пыталась все запомнить. И, например, когда я писала книги для молодого поколения, я могла от детей получить полезную для себя информацию, например, как говорит современная молодежь.Но теперь мои дети уже взрослые. И теперь я пишу книги в соавторстве со своим младшим сыном Мади. Ему 27 лет. Мы совместно создали три книги, они выйдут в следующем году. Он тоже хочет стать писателем.
- Как работать с кем-то, создавая книгу? Насколько соавторство является для вас комфортным?
- Очень интересный вопрос. В течение 20 лет я была уверена, что никогда не смогу написать книгу с кем-то в соавторстве. Но однажды я оказалась на книжной выставке в городе Гетеборг и разговаривала с другой шведской писательницей. Это была Моа Эрикссон Сандберг. И тогда, во время разговора, я почувствовала будто какой-то импульс, идею, что, возможно, я могла бы именно с этим человеком написать совместную книгу. Она к тому времени выдала две книги, а я 25. И она намного моложе меня. И однажды я к ней подошла и говорю: «Извини, что я такое спрашиваю, но не хочешь ли ты вместе со мной написать книгу?». Она очень испугалась (смеется). Я оставила ей номер своего мобильного и сказала, что она может мне позвонить и мы сходим на кофе.
Через две недели она позвонила, мы встретились на кофе. Проговорили 4:00 - и за это время спланировали книгу. На сегодняшний день у нас есть две книги, написанные вместе. И каждый раз, когда мы встречаемся, у нас появляется какая-то новая идея.
Мне кажется, что этот стереотип, что в книги должен быть один автор, есть немного устаревшим. Это как должен говорить о какой-то особой гениальности автора. Но на самом деле писатель может писать один, а может с кем-то сотрудничать - и тогда получается совсем другая история. И если человек творческий, то у нее внутри очень много идей, мыслей, которые могут очень по-разному проявиться.
Первые книги я писала о темнокожих детей, живущих в Швеции. Тогда это вызвало много дискуссий, потому что такие детские книги были необычными для шведов. Но сейчас все писатели об этом пишут, и это не больше какой-то диковинкой.
А что касается моего сына, то у него отлично получается продуцировать новые идеи. Как-то у меня возникла идея написать историческую книгу. Я вынашивала ее несколько лет, но никак не могла воплотить - и сын помог мне это сделать. Он просто сказал: «Мама, дай мне свои наработки и я посмотрю, чем смогу тебе помочь». У него были очень замечательные идеи, поэтому все это в конечном итоге вылилось в хорошую историю. И здесь важно понять, что иногда стоит немного расслабиться и не бояться впустить кого-то в свою творческую жизнь. Все, что нам мешает - это лишь страх.
- Как вы вообще начали писать для детей? Почему именно для детей? Почему именно писательство?
- На самом деле я начала писать с 12-летнего возраста, тогда я писала много небольших историй и стихов. На мысль, что стоит начать писать для детей, меня натолкнуло то, что в то время в Швеции не хватало книг, которые говорят о серьезных вещах. Например, в Швеции тогда не существовало никаких книг о детях другого происхождения, а не шведского. Эти дети были почти не представлены в книгах, хотя были весомой частью нашего общества.И первые книги я писала о темнокожих детей, живущих в Швеции. Тогда это вызвало много дискуссий, потому что такие детские книги были необычными для шведов. Но сейчас все писатели об этом пишут, и это не больше какой-то диковинкой.
Я считаю, что действиям нужны детские книги, чтобы напомнить о том, что они все еще дети.
Я думаю, что как только нарушается какая-то традиция, то это приводит к большим дискуссий. Именно как в этой книге о философов. Но подождите несколько лет - и появится много подобных книг.
«Когда я росла, мир был гораздо проще»
- Какой вы видите роль детского писателя в современном обществе?
- Сегодня роль, которую видграе детский писатель в обществе, гораздо важнее, чем когда-либо до этого. Потому что мир достаточно встревожен. У большинства детей есть доступ к интернету, смартфонов, они все находятся в процессе глобализации. Мы не можем что-то помешать делать детям, так, как могли это сделать раньше. У них есть доступ к интерна, а значит - ко всему. И я думаю, важно, чтобы дети, читая детские книги, оставались детьми. Думаю, есть риск, что ребенок может потерять свои детские черты, именно глядя ужасные вещи насилия в интернете.
Детские книги сейчас отражают современное общество, то, каким оно является сейчас. Появляются книги, в которых говорится о гомосексуальности и есть описания секса. Раньше этого не было.
Мне кажется, сегодня становится все труднее понять мир. Когда я росла, мир был гораздо проще. У детей были свои авторитеты: они верили в Бога, они доверяли своему учителю. Но сейчас у детей появились совсем другие авторитеты. Они очень много идей получают с YouTube, например. Но я считаю, что действиям нужны детские книги, чтобы напомнить о том, что они все еще дети.
- Как изменилась детская книга в Швеции со времен вашего детства?
- Я думаю, что все развивается, но при этом мы придерживаемся традиций. Например, мы продолжаем эту традицию о том, как изображать детей в книгах. Мы ведем отсчет от творчества Астрид Линдгрен и кажется, что мы до сих пор живем в ее тени. Она была человеком, который очень авторитетно говорила о детской перспективу.Но изменения тоже есть. Детские книги сейчас отражают современное общество, то, каким оно является сейчас. Появляются книги, в которых говорится о гомосексуальности и есть описания секса. Раньше этого не было. Поэтому можно сказать, что прежде всего в детских книгах изменились именно темы.
- Почему важно говорить с детьми на сложные темы? И на все? Существует мнение, что детей нужно оберегать от тем войны, насилия, смерти ... И есть позиция, наоборот нет темы, о которой можно поговорить с детьми, вопрос лишь в том - как. А какая ваша позиция?
- Я очень часто посещаю школы и каждый раз, когда предлагаю поговорить на какую-то тему, я чувствую, что в классе всегда есть ребенок, которому есть что сказать на эту тему, которая готова и хочет об этом говорить. Потому что есть дети, у которых умерли брат или сестра, дети, над которыми издевались или издеваются в школе, и тогда, когда мы говорим на эти темы, они чувствуют себя более огражденными, чувствуют, что их будто понимают.
Сегодня в Швеции очень много детей беженцев, бегущие от войны в Сирии или Пакистане. И мне кажется, что и дети-беженцы, и их шведские друзья должны знать, что с ними всеми происходит и что они переживают. Очень странно все еще смотреть на мир сквозь розовые очки и делать вид, что все очень хорошо. Важно решиться говорить с детьми о чем-либо. Важно не обманывать детей, говоря, что мир только хороший, важно говорить о разных вещах. Другого выхода просто нет.
Нужно давать детям возможность поверить в себя. Это создает как бы некую атмосферу безопасности и ребенок начинает доверять себе и миру. И - главное - когда детям уделяют внимание, когда с ними начинают говорить, тогда они чувствуют, что есть.
«Детская книга должна рассматривать вещи с детской перспективы»
- Какие, по вашему мнению, задачи стоят перед детской книгой сегодня?
- С самого начала было так, что в книгах для детей речь шла о том, как детям мыть руки, как дети должны обращаться к Богу и слушаться своих родителей. И теперь мы как бы приоткрыли завесу, теперь мы пишем, считаясь с детьми, принимая во внимание тот факт, что они существуют. Дети занимают заметное место. И если мы уже это делаем, считаемся с детьми, то должны брать на себя ответственность.Некоторые книги, написанные Евой Суссе. В целом же писательница написала уже 35 книг для детей и пдилиткив, которые переведены многими языками.
Возможно, родителям было бы легче иметь послушных и удобных детей. Но я думаю, что гораздо более продуктивно и гораздо более полезно и интересно, когда родители начинают обращаться к своим детям, общаться с ними и лучше их узнавать.
- Вы дважды повторили, что, прежде всего, книга может дать ребенку ощущение безопасности и, во-вторых, современные книги позволяют ребенку самоопределиться, почувствовать себя личностью ...
- Это действительно так.
- Без чего не может быть хорошей детской книги?
- Самое важное то, что детская книга должна рассматривать вещи с детской перспективы. И когда взрослые люди пишут для детей, то им нужно всегда об этом помнить и не писать «сверху вниз», а наоборот, писать «снизу-вверх», на перспективу ребенка, который смотрит на мир, а не на перспективу взрослого , который сверху смотрит на ребенка и его мир.И когда писатель пишет детские книги, то, конечно, он помнит свое детство и это тоже находит отражение в его книгах. Также писатели должны писать на языке, доступном для детей. Тогда можно сказать, что писатель чувствует ребенка: что она говорит, что думает, что чувствует.
Когда я пишу детские книги, то как перемещаюсь куда в другое место и время, когда я была в другом возрасте (смеется). И у нас есть такая поговорка, что «ребенок - это то, что есть Самому у нас внутри». И когда вы пишете для детей, то надо об этом помнить. Астрид Линдгрен, например, постоянно пишет о своем детстве. И это важно.
- Что вам помогает поддерживать связь с этим ребенком внутри вас, о которой, кстати, говорил и Ульф Старк?
- Не думаю, что есть какие-то рецепты, как можно поддержать связь со своей внутренней ребенком. Я очень хорошо знала Ульфа Старка и на самом деле соглашаются полностью с его мнением о том, что детскому писателю важно поддерживать связь со своей внутренней ребенком.Это очень интересно, услышать, что думают дети, которые в них рассуждения о каких-то вещах. Взрослые люди более сдержанные, воспитанные, вежливые, поэтому не всегда решаются сказать правду. В отличие от детей.
Возможно, детство - это самый яркий период в жизни человека, ярко окрашен, насыщенный. И эта ребенок, у нас внутри, она на самом деле имеет сильный голос и авторитет. Особенно, когда есть какие-то незавершенные вещи.
«Это так прекрасно - говорить с детьми»
- Почему детским писателям полезно и важно встречаться с детьми? Что лично вы берете из таких встреч?
- На самом деле не все писатели, пишущие для детей, встречаются с детьми. Но мне очень нравится это делать. И мне кажется, это так прекрасно - говорить с детьми. Это очень интересно, услышать, что думают дети, которые в них рассуждения о каких-то вещах. Взрослые люди более сдержанные, воспитанные, вежливые, поэтому не всегда решаются сказать правду. В отличие от детей.- А бывало, что дети говорили вам, что вот мне ваша книга не понравилась. Как автор как вы это переживали?
- Да, это случалось. Для меня это был очень интересный опыт, поскольку это тема, о которой можно было поговорить, мне было интересно узнать, почему ребенку не понравилась эта книга, именно она переживала, читая ее. У меня никогда нет ожидания, что моя книга должна понравиться всем детям. Но мне кажется, что это очень Гран повод обсудить книгу. Одни любят фэнтези, другие - детективы. Все люди любят разные книги, и я, например, также люблю далеко не все книги.- Какая книга, написанная вами, является для вас дорогой?
- Очень трудно выделить одну какую-то книгу, поскольку я написала уже 35 книг, и все они разные. Если я выделю одну, тогда я изменю все остальные.- А чем вообще для вас письма?
- Писать для меня - это в определенной степени смысл жизни. Это интересно. Это то, что никогда не заканчивается и от чего я не устаю. И это помогает мне открыть очень много новых вещей, это открывает мне двери в мир, я могу путешествовать. Раньше я была довольно застенчивым человеком, интровертом. Была очень такой неуверенной человеком. Но сейчас - нет. (Смеется).
Сартр. В книге "Все спрашивают почему?" Философ изображен в образе рыбы.
И смысл моих путешествий в том, что я никогда не знаю, где я окажусь. И это очень интересно. Три года назад я не знала, что напишу философскую книгу для детей. И так же я не знаю, что будет дальше. Это всегда своего года авантюра.
Категория: Новости о онлайн-медиа и IT-корпорациях Ваш IP записан: 3.142.249.105 (21.12.18)
Да 2133 нет :(
Оставить комментарий +25 баллов
Смотреть видео +20 баллов
«попробуйте оставить ваш первый комментарий здесь — это проще, чем кажется!»