Школьные уроки литературы. Что с ними не так?
KOGDATA.RU — Почему школьные уроки литературы бывают скучными? Как привлечь детей больше читать и научить их любить украинскую литературу? Ответы на эти и другие вопросы искали участники открытого разговора «Вещи, которые мы хотели узнать на уроках литературы в школе», которая состоялась 21 сентября в рамках Book Forum во Львове.
По мнению участников дискуссии, модерировали Светлана Панчук и Слава Огородник, чтобы мотивировать учеников изучать литературу в школе, необходимо:
Включить в школьную программу больше произведений о сильных и эмансипированных женщин.
Часто произведения с активными героинями исключают из школьной программы, как это произошло с произведением Ольги Кобылянской «Человек». Такая же ситуация сложилась с романом Шолома Алейхема «Тевье молочник». В этом произведении происходит смена ролей - дочери главного героя, следуя своему призванию, уходят из дома, и это воспринимается как нечто нормальное и закономерное. При этом в большинстве произведений программы украинской литературы женщину является второстепенной героиней, что априори не может стать главным активным героем.
Светлана Панчук отметила, что украинская литература богата произведениями о сильных и целеустремленных женщин: «У Елены Пчелки есть рассказ« Товарищи », рассказывающий историю девушки, которая становится профессором медицины в Вене. К сожалению, этого произведения нет в школьной программе. «Меланхолический вальс» Ольги Кобылянской единственный пока произведение, представленный в школьной программе 10 класса, рассказывает о сильных и независимых женщин, которые стремятся утверждения в мужском мире ».
Разбавить однообразие сюжетов более положительными произведениями
Одним из недостатков школьной программы по литературе является то, что она предлагает очень однообразные произведения. В основном это произведения о сложном и несчастное крестьянской жизни с трагическим финалом.«Из школьной программы по литературе я не помню ни одного радостного сюжета. Большинство произведений, представленных в то время в программе, были о смерти, страдания и потому казались почти одинаковыми. Также в основном это были произведения о крестьянской жизни », - делится одна из участниц дискуссии.
Светлана Панчук добавляет: «Некоторое время в конце 2000-х в программе 10 класса был произведение Ивана Франко« Пути-дороги ». Он рассказывал о жизни городской интеллигенции конца XIX - начала ХХ века и разбавлял серые сельские панорамы. Теперь, когда этого произведения в программе нет, мы видим только несчастное украинское село. Конечно, о нем также важно знать и помнить, но у нас было не только это ».
Упорядочить уроки украинской истории и литературы, чтобы дети лучше понимали исторический бэкграунд сюжетов.
Очень часто дети в школах, изучая исторические произведения, понятия не имеют о событиях, там описываются. А все потому, что они еще не имели возможности познакомиться с этим историческим периодом на уроках истории. Поэтому желание читать исторические произведения иногда вообще исчезает.
«В шестом классе я читала произведение о Богдана Хмельницкого в войне с поляками. Помню, что не могла понять смысл этих событий из-за отсутствия знаний об их исторический контекст. Сейчас это также часто случается, потому что дети еще не имеют достаточных исторических знаний и не могут правильно понять и воспринять историческое произведение », - поделилась посетительница события.
Чтобы избежать этого, курс школьной истории и курс литературы должны идти параллельно, а не опережать друг друга и не создавать путаницу в головах учеников. Автор: Артем Маслов
Сохраните в соц.сети, ок?
Позволять школьникам самостоятельно искать смыслы произведений, а не вычитывать их из учебников.
Нужно поощрять школьников не заучивать чьи мысли из учебника, а выражать собственные.
Участница беседы рассказывает: «Я никогда не понимала критики и хрестоматий. Почему какие-то рандомно люди пытаются мне объяснять, а по сути навязывать, как понять произведение, затем эту же мысль учить и переводить на уроке? Если моя мысль была отличной от представленной в хрестоматии, у меня часто возникали конфликты с учителями. Смешно, когда на вопрос «как вы считаете ...» я выражаю свое мнение, а в ответ слышу, что неправильно считаю. Все помнят о синие шторы, которые по словам учителей должны означать депрессию или мысли главного героя о суициде. Но зачем искать скрытые намеки там, где их нет? Это же просто синие шторы ».
Также часто таком механическом заучиванию способствуют и сами учителя, по словам многих присутствующих на дискуссии, не достаточно компетентными в преподавании. А порой учителя даже поощряют учеников не тратить лишнее время и просматривать фильмы вместо чтения произведений.
Предлагать школьникам произведения, соответствующие их возрасту
Также недостатком школьной программы является то, что многие из предложенных произведений совсем не «детскими». Поэтому где-то с 6 класса дети начинают знакомиться с Шекспиром, Шевченко и другими авторами, которые совсем не ориентировались на детей.Светлана Панчук приводит пример: «Школьники младшего возраста знакомятся с творчеством Владимира Винниченко через сборник его рассказов для детей« Ожерелье ». Но из всех рассказов автора о детских стремление и их победы в школьную программу попал именно «Федя-оборванец». Я верю, что это хороший рассказ и оно развивает эмпатию, но, по моему мнению, у многих школьников и школьниц исчезнет желание читать другие произведения Винниченко через ложное впечатление о его творчестве. Они будут считать, что все его произведения такие же печальные и безрадостные ».
Поэтому очень важно не отбить у детей желание читать то, что возможно сейчас для них является сложным, но может быть полезным в будущем.
Категория: Новости о онлайн-медиа и IT-корпорациях Ваш IP записан: 98.80.143.34 (24.01.19)
Да 1558 нет :(
Оставить комментарий +25 баллов
Смотреть видео +20 баллов
«попробуйте оставить ваш первый комментарий здесь — это проще, чем кажется!»