Велодорожки и велоактивизм в Одессе: есть ли шанс?
KOGDATA.RU — Велосипед - городской транспорт будущего. Экологический, экономный, мобильный, безопасный для окружающих - и еще и помогает удерживать физическую форму. Развитая велосипедная инфраструктура - мечта каждого урбаниста.
Но, к сожалению, пока это не про Одессу - в нашем городе до недавнего времени не было ни одной велодорожки, а сейчас их всего лишь четыре - и Трасса Здоровье не считается. Мы пообщались с вело-активистом, председателем ОО «ВелоВектор» Александром Прохоровым, и выяснили, в каком состоянии находится Одесса велосипедная, и какие у нее перспективы.
История одесского велодвижения
Разговоры про велоинфраструктуру начались еще несколько лет назад, в 2013 году предлагали концепцию по шаблону Донецка. Ее должны ввести до конца 2018-го, но по ней ничего не сделали. Там было много теории, но не конкретного плана - хотя она предусматривала кольцевой маршрут в центре, с которым бы соединялись районы города - всего 5 маршрутов.В 2014 году в Одессе зародилось международное велодвижение «Критическая масса». Ежегодно делали велопробег по улицам города. Сначала собралось 300 человек, затем - 1000, затем - 2500. После того городской совет обратил на нас внимание: нас собрали, мы сказали, что хотим. Так создали рабочую группу, в которую вошли активисты, - говорит Александр Прохоров. Автор: Артем Маслов
Сохраните в соц.сети, ок?
Почему не реализовали «донецкую» концепцию? Велоактивист говорит, что все зависит от субъективного мнения одного человека. В 2014 году концепция ему нравилась, рабочую группу создали, она работала в течение 2015 года, улицу Ольгиевскую прошли и перемерили вдоль и поперек. В 2016 рабочую группу распустили, в 2017 - собрали снова.
«Наши чиновники - это люди, которые передвигаются на автомобилях и видят мир через окно машины. Они до сих пор воспринимают велосипед не как вид транспорта, а как тренажер - проехаться по Трассе Здоровья, подышать морским воздухом.
А мы продвигаем велосипед как вид транспорта, чтобы человек ехал на нем на работу и обратно, а машину оставлял дома. Для этого нужна хорошая инфраструктура. Сейчас велосипедистов становится все больше, но у них есть определенный порог страха, который надо преодолеть - потому что на улицах опасно. Это физически подготовленные, смелые люди. Многие с удовольствием ездили бы на велосипеде, он у них даже есть - но люди боятся выезжать на дороги».
Из чего состоит велоинфраструктура Одессы и чем она регулируется
Для начала, надо прояснить понятие - что такое велодорожка.Существуют велодорожки и велополосы. Велодорожка - выделенная зона отдельно от пешеходной и проезжей части. Велополоса - часть дороги, выделенная для велосипедистов.
Минимальная ширина двусторонней велодорожки - 2,5 м, рекомендуемая - 3 м. Односторонняя: минимальная - 1,5 м, рекомендуемая - 2 м.
Трасса Здоровье - это НЕ велодорожка, а вело-пешеходная зона, на которой нарисованы две полосы.
Новые строительные нормы. С сентября 2018 во время строительства и реконструкции дорог закон обязывает оборудовать велодорожки. ОО «ВелоВектор» - один из инициаторов этих изменений. «Мы изменили важную норму - минимальную ширину проезжей части. По советским стандартам она составляла 3,75 м. Сейчас сократили до 3 м, как в большинстве стран Европы. 3,75 м - это ширина, которая позволяет без проблем разгоняться до 120-150 км / ч. А в городе этого делать нельзя, скорость автомобилей в украинских городах пока ограничена до 50 км / ч. Сужение дороги дает пространство для велополос на проезжей части». Проекты, которые сейчас делают в Одессе, утвердили еще до вступления в действие норм с обязательными велодорожками.
Четыре дорожки - или четыре «кусочка»?
За последние годы построили несколько «пробных» велодорожек. Есть утвержденный в 2015 году проект велосипедного кольца, согласно ему в сентябре 2018 закончили дорожку на Ольгиевской. Еще 500 м велодорожки по инициативе одного депутата построили на тротуаре на улице Варненской. Она достаточно хорошая, ухоженная, тротуар там широк - но эта дорожка ведет ниоткуда в никуда.По инициативе городской власти провели реконструкцию на улицах Долгой и Толбухина. На Долгой выделили велополосы на проезжей части, на небольшом участке длиной в километр. Неплохо, но есть нюансы, - говорит активист.
Худшую «дорожку» устроили на Толбухина. Улицу реконструировали, меняя теплотрассу, и «для галочки» сделали «типа велодорожку». Там частный сектор, напротив него пешеходная зона, потом дорога. И вместо пешеходной дорожки нанесли разметку - «вот вам, для велосипедов». Причем каждый выезд со двора - это ямы, а пешеходам теперь негде идти.
«У нас есть проект «Велодень четыре сезона». Последний, осенний, так и назывался - «Велодорожки Одессы, где вы?» . Есть четыре кусочка, но их нельзя назвать полноценными ».
Чтобы велодорожка выполняла транспортное значение, она должна соединять пункты, остановки транспорта. Улицу Ольгиевскую нужно замкнуть в кольцо на соседних Нежинской, Дворянской, Новосельского. Кольцо - это первый этап, на следующих может сочетаться веломагистраль с районами города.
Широкие тротуары на Ольгиевской ранее были забиты припаркованы машинами. Их защитили столбцами и на краю тротуара сделали велодорожки по двум сторонам. «Это для многих непривычно. Люди привыкли на велосипеде ездить по дорогам, даже когда нет велодорожек в обе стороны, а здесь надо переезжать. Кроме дорожки, здесь сделали тротуар, поменяли пешеходное покрытие, досадили дерева, обустроили пандусы, положили тактильную плитку. Сделали улицу нового поколения по европейскому образцу », - считает Александр Прохоров. И добавляет, что сделали это по инициативе активистов. Сначала городские чиновники хотели полностью залить участок асфальтом. С другой стороны возмутились автомобилисты, негде парковаться.
«По улице Толбухина видно, что люд, понятия не имеют, какие должны быть велодорожки и как передвигаться на велосипеде», - резюмирует Александр.
Что говорит власть
В городском департаменте транспорта есть план веломаршруту с севера на юг: жилой массив Котовского - центр - Таирова. Согласно опросу «ВелоВектора», люди выбрали направление «центр-Таирова» как приоритетное для развития велоинфраструктуры ( в опросе приняло участие 100 участников велозабега).На вопрос, почему в Одессе все так вяло с велоинфраструктуры, директор городского департамента транспорта, связи и организации дорожного движения Александр Илько отвечает, что для многих это новая тема и новое направление.
«Многие одесситы не очень в восторге от этих проектов, потому что велодорожки мешают транспорту Авто паркуют на велодорожках. Поэтому мы будем развивать не только вело-инфраструктуру, но и вести образовательную работу »
Одесса, как и Киев, Львов и Винница участвует в проекте «Безопасные улицы в городах». Один из пунктов - развитие велоинфраструктуры. На очереди - велодорожка, которая соединит Таирова с центром города, трасса будет пролегать вдоль Черного моря. Строить обещают в 2019. Попытаются привлечь деньги ЕБРР и Европейского инвестиционного банка. Если с этим будут задержки, возьмут деньги города.
«В центре Одессы первый этап - это Ольгиевская. Далее велодорожки должны вести в спальные районы. На совместных совещаниях между велоактивистами не было единого мнения относительно конкретных направлений и улиц. Сколько экспертов - столько мнений », - говорит Илья.
Как оно в других городах?
В плане инфраструктуры показательный Ивано-Франковск. Они сделали много привычных для европейцев вещей, о которых у нас еще мало кто думает. У них есть полностью оборудованные веломаршруты. А городской департамент транспорта сейчас возглавляют бывшие велоактивисты, говорит Прохоров. Винница сейчас сделала серьезный рывок. По количеству велодорожек и протяженности первый Львов. Но по качеству и темпам рулит Франковск.Вот в Николаеве сформировано сообщество. У них еще нет ни одной велодорожки, но есть прогрессивный мэр. Они создали транспортную модель города, где учтена вело-инфраструктура. Если не остановятся, сделают хороший рывок. Зависит от городских властей и вело-сообщества
Будущее за велосипедами
Велокомьюнити уже сформировалась. Хотелось бы, чтобы к власти пришли современные люди, не автомобиль-ориентированные. У нас еще советское представление: если человек купил авто, она везде на нем ездить
Одесса все равно станет велосипедным городом: этого процесса не избежать, но его можно ускорить, - считает Александр Прохоров. - А можно вяло ждать, пока власть сдвинется с места. «Велокомьюнити уже сформировалась, нас знают, уважают. Хотелось бы, чтобы к власти пришли современные люди, не автомобиль-ориентированные. У нас еще советское представление: если человек купил авто, он везде должен на нем ездить».
Не бывает так, чтобы построили вело дорожку, и по ней ездили только велосипеды - не заходили пешеходы, родители с колясками. Это нормально, когда сначала люди тестируют. Пешеходы годами ходили там, им трудно перестроиться сразу - не надо говорить, что это «предательство», замечает велоактивист.
О специфике одесских улиц - где тротуар широкий и можно велодорожку разместить на нем; где узкий, но есть широкая проезжая часть. На Черемушках и Таирова огромные пешеходные зоны, там велодорожку можно с двух сторон выделить газонами. Очень узкие улицы, такие как Канатная, неудобные для велосипеда, и к ним очередь дойдет не скоро.
Во многих городах Европы действует ограничение скорости 30 км / ч. При такой скорости велодорожка не очень нужна, безопасно можно ехать по проезжей части. Человек за рулем полностью контролирует ситуацию и ожидает, что может рядом ехать велосипедист.
«Участники дорожного движения уже лучше относятся к велосипедистам. С каждым годом в Одессе их больше и их уже ждут. Многие конфликтны - и автомобилисты, и те, кто на велосипеде. Трудно с маршрутками, которые даже когда в пробке стоят, прижимаются к бордюру, так, что не объедешь и приходится ехать за ней », - говорит Александр Прохоров.
Осенью 2018 в Одессе запустилась международная сеть Next Bike. «Многие люди возможно и попытались бы велосипедом ехать на работу, но его нет. А если купят, негде хранить. Сервис байк-шеринга решает эти вопросы. Вы взяли его на одной станции, приехали куда надо, оставили на другой », - объясняет Александр. И добавляет: «Раньше я думал, что мы создадим сеть велодорожек, и тогда к нам придет Next Bike, но как показала практика, и как рассказали львовяне, к которым этот сервис зашел первым в Украине, пункты проката не всегда расположены там, где есть велодорожки. Поэтому нормально ставить станции там, где есть люди, а велодорожки со временем появятся ». Установлено 9 станций, а уже с весны там будут велосипеды.
Категория: Новости о онлайн-медиа и IT-корпорациях Ваш IP записан: 3.137.159.134 (14.04.19)
Да 1110 нет :(
Оставить комментарий +25 баллов
Смотреть видео +20 баллов
«попробуйте оставить ваш первый комментарий здесь — это проще, чем кажется!»