Ученые нашли в атмосфере Марса токсичные вещества, опасные для жизни

KOGDATA.RU — На протяжении веков ученые обсуждали возможное существование живых организмов на Марсе. Но только в течение последних 15 лет начали вести реальные поиски жизни (вымершего и сейчас живого). Именно в это время в атмосфере Марса обнаружили газ метан, тесно связан со многими формами жизни на Земле (так называемые «биосигнатуры»).

Биосигнатура - это любое вещество или явление, которое научно доказывает существование живых организмов в прошлом или в настоящее время.

С тех пор попытки изучения атмосферного метана на Марсе принесли определенные результаты. В некоторых случаях концентрация метана в несколько раз превышала ожидаемые объемы, в других - его не было вовсе. Стремясь разгадать эту тайну, исследователи из датского университета Орхуса недавно провели исследование возможных путей исчезновения метана из марсианской атмосферы.

На Марсе появление метана имеет сезонный характер и колеблется в пределах от 0,24 доли на миллиард ( ppb ) в северном полушарии зимой до 0,65 ppb в течение лета. Также ученые обнаружили, что дополнительно метан периодически высвобождается в некоторых участках планеты. Дважды марсоход Кьюриосити случайно оказывался в местах выбросов: в декабре 2014 года и в июне 2019-го. Автор:

Подростковый секстинг связан с проблемами психического здоровья - исследование Подростковый секстинг связан с проблемами психического здоровья - исследование
Концентрация CO₂ в атмосфере превысила исторический максимум, - исследование Концентрация CO₂ в атмосфере превысила исторический максимум, - исследование
В поисках жизни на Марсе. Подробности миссии NASA В поисках жизни на Марсе. Подробности миссии NASA

Моделирование ветровой эрозии на Марсе. Mars Simulation Laboratory / AU

В те годы озвучивались множество вариантов того, откуда может появляться и почему имеет исчезать метан на Марсе.

Среди источников метана называли небиологические процессы, например серпентинизацию (взаимодействие между водой, углекислым газом и металлами оливина) и биологическое выделение микробами.
    До этого оставалось загадкой только то, куда исчезает метан.

Куда исчезает метан с Марса?

Наиболее вероятным вариантом является фотохимическая деградация, когда УФ-излучения Солнца приводит к тому, что метан распадается на углекислый газ, формальдегид и метанол. Однако этот процесс не может объяснить, как метан атмосферы исчезает настолько быстро. А именно это и является важнейшей загадкой.

Исследователи из лаборатории «Mars Simulation Lab» (тоже из Дании) утверждают, что эрозия, управляемая ветром, может вызвать ионизацию метана в соединения, например метил (CH 3 ), метилен (CH 2 ) и карбин (CH).
    Отделение посадочного устройства ExoMars 2016 от орбитального устройства Trace Gas. Коллаж: ESA / ATG medialab

Используя минералы, аналогичные тем, что есть на поверхности Марса (базальт и плагиоклаз), ученые обнаружили, что эти твердые вещества могут окисляться, а газы ионизироваться при эрозионных процессов. Это означает, что ионизированный метан вступает в реакцию с поверхностями минералов.

Основываясь на исследовании, ученые пришли к выводу, что этот механизм может объяснить, как метан исчезает из марсианской атмосферы и оседает в почвах. Но самое интересное, какими будут последствия этого исследования о вероятности существования жизни на Марсе.

Кроме влияния на метан, исследование также показало, что описанные процессы могут приводить к образованию химически активных веществ (например перекиси, супероксидов т.д.), которые являются очень токсичными для всех организмов, включая бактерий.

Присутствие этих соединений в атмосфере Марса по сути означает, что остается очень мало шансов на существование на поверхности Красной планеты или вблизи нее любой жизни.
    Симуляция марсохода «Марс 2020», исследует Красную планету. NASA.

Что дальше?

Исследователи намерены продолжить исследования, чтобы понять, что происходит со связанным метаном, сложнее соединением, может появиться на Марсе или ее могут занести метеориты. Проще говоря, они хотят выяснить, может ли описанный выше процесс эрозии вызвать изменение концентрацию или вообще исчезновение этих соединений из атмосферы, как это происходит с метаном.

Результаты этих исследований могут дать больше ответов на главный вопрос, связанный с поиском жизни на Марсе - к примеру, как органические материалы реагируют на марсианское окружающей среды. Также эти данные помогут в подготовке будущих миссий на Марс, которые будут искать признаки жизни - например, велосипеда ExoMars 2020 и миссии Mars 2020 от NASA (планируется, что оба аппарата прибудут на Красную планету 2021).

Ученые нашли в атмосфере Марса токсичные вещества, опасные для жизни