Олесь Лупий: «Независимость Украины надо оберегать ежедневно». Интервью
KOGDATA.RU — Олесь (Александр) Васильевич Лупий (28.03.1938, с. Новая Каменка Жовкивского р-на Львовской обл.) - писатель, журналист. Окончил Киевский университет им. Т. Шевченко (1961). Работал в газете «Молодежь Украины»; 1963-1972 - спецкор, отв. секретарь «Литературной Украине»; 1984-1991 - зав. ред. поэзии, ред. издательства «Советский писатель».
Разрабатывает современные и исторические темы, отмечает самобытности украинской истории. Автор многих исторических произведений, а именно: романов «Милява» (тема УПА), «Падение древней столицы» (воспроизведен трагические события 1239-1240 годов в Киевском, Черниговском и Галицко-Волынского княжества), «Рыцари мести» (о мужественных поступках запорожских казаков в ХVII в. на Черном море) исторической повести «Гетманская булава» (психологически тонко выписан образы гетмана Ивана Выговского, полковников Петра Дорошенко, Ивана Богуна, Мартына Пушкаря, молодого Юрася Хмельницкого), драмы «Влюбленный четар» (события происходят 1919 в Киеве после освобождения города войсками Украинской Галицкой Армии ), исторической поэмы «Гетман и король», повстанческих баллад и тому подобное.
Автор более десяти поэтических сборников. По сценариям А. В. Лупия на Одесской киностудии сняты художественные фильмы «Багровые берега», «Даниил - князь Галицкий».
- Что побудило вас обратиться к написанию сочинений о прошлом? Как работа над исторической прозой в условиях советской цензуры?
- Было несколько причин. Одна из них - я начал требовательно оценивать свои ранее написанные произведения, имею в виду первые свои повести, рассказы. Почти все они были посвящены восстановлению трагических событий на западноукраинских землях в 40-50-х годах прошлого века. Уже на стадии редактирования в издательствах они испытывали вмешательств рецензентов и цензоров, которые запрещали писать правду о том, что приходилось переживать моим землякам, особенно после так называемого освобождения, жестокого внедрение колхозной системы, массового вывоза тысяч невинных людей в Сибирь. Приходилось делать много сокращений и исправлений, сказалось и на художественном уровне произведений.Конечно, можно было просто забирать свои тексты домой, держать их в ящиках до лучших времен, но преобладало стремление увидеть напечатанную книгу - хотя бы в таком виде. А тогдашняя система только на это и рассчитывала. Так она хотела превратить нас, писателей, на певцов соцреализма. Нас спешили превратить в советский (то есть русскоязычный) народ, поэтому необходимо было самому остановиться, задуматься: а где выход, где наши основы? Те основы были в истории, в памяти человеческой, которую хотели от нас отобрать, стереть, чтобы мы ничего не знали о наших предках. А в истории - такое богатство, и оно наше, наша Киевская Русь, наша Гетманщина, наша Запорожская Сечь, наша УНР, наша УПА. Ища выход из такой ситуации, я обратился к исторической тематике. Уже в 60-х годах я стал постоянным посетителем исторической библиотеки (до сих пор храню зеленый билет читателя). В летописях, научных трудах наших ученых открылся для меня огромный мир прошлого украинского народа княжества и времен казачества. Автор: Артем Маслов
Сохраните в соц.сети, ок?
- Что стало толчком к писательской карьере?
- начал я писать в детстве. Были то наивные попытки, которые не сохранились. Первые серьезные стихи посвящал маме, папе и младшему братику Славку, которых энкаведисты вывезли в Томской области в Сибири. Тогда мне и сестре Маше удалось убежать, и мы в дальнейшем жили у родственников. Я очень беспокоился за родных, особенно после первых папиных писем из Сибири. Те стихи были написаны от боли. Впоследствии я уже писал на разные темы.Впрочем, даже после первых публикаций моих стихов в местной прессе я не представлял себя в будущем писателем. Просто какая-то сила заставила меня воспроизводить на бумаге чувства, переполняли душу. Мне писалось легко, легко находились слова, и я каждый раз чувствовал особое удовольствие от нового совершенного произведения. Только впоследствии, во время учебы в Киевском университете, где играл теорию литературы, участвовал в многочисленных дискуссиях на заседаниях литстудии «СИЧ», которую, кстати, в течение двух лет возглавлял, после выступлений на различных художественных вечерах в Союзе писателей Украины и выхода моих первых сборников стихов я начал осознавать свое будущее именно в писательской деятельности, то есть в служении словом родному народу.
- Возникало желание оставить писательство?
- Бывали и творческие неудачи, и несправедливая критика (ее тоже хватало), и материальные трудности, но эти жизненные невзгоды не смогли погасить желание творить свой виртуальный мир, постоянно искать пути, которые привели бы к мечте - художественным словом присоединиться к строительству новой, действительно независимой, счастливой Украины.- С кем дружите из художественного круга?
- К сожалению, большинство из моих товарищей, с которыми я когда-то учился, работал в газетах «Молодежь Украины», «Литературная Украина», в издательстве «Советский писатель», в Союзе писателей, уже отошли в мир иной. А сейчас я чаще всего общаюсь с Юрием Мушкетиком, Павел Мовчан, Любой Голотой, Дмитрием Чередниченко, Иваном Чернецким, Вячеславом мальца, Николаем Жулинским, Сергеем Гальченко, Николай Сулима, Петром Засенко, Дмитрием Головко, Анатолием Каминчук, Михаилом Наенко, а еще есть немало товарищей среди журналистов, ученых, учителей, художников, кинематографистов ... Всем им благодарен за искренность, понимание и постоянную, действительно дружескую. поддержку.- Вы пишете поэзию, прозу, драматургию, киносценарии. Что дает вам такое разнообразие?
- Откровенно говоря, я об этом не задумывался, возможно просто хотел испытать свои способности в различных жанрах после поэзии, сначала в прозе, а впоследствии - в драматургии. Дебют в прозе - повесть «Горынь» (1960) - был не совсем удачным, я получил немало замечаний от критиков и моих коллег. Это было для меня своеобразным уроком - никогда не браться за воспроизведение в художественном произведении событий, о которых не все знаешь ... А уже первый роман «Милава» (1965) имел настоящий успех, о нем часто писали в рецензиях и критических обзорах, даже подготовили перевод на русском языке, однако по идеологическим соображениям этого не одобрили в московском издательстве «Советский писатель» (мол, один из героев, сотник УПА Верхний - вовсе не бандит, а нормальный человек ...). Положительные рецензии и отзывы читателей были и на другие мои романы «Поединок», «Грань», «Никому тебя не отдам»,Повезло мне добиться успеха и в драматургии - по драматической поэме «Любовь и порядок» был поставлен телефильм «Малуша» (1982), а Радиоспектакль «Любимая киевского князя» вошла в «Золотой фонд» радиоспектаклей и еще сейчас часто звучит в эфире. Сценарий художественного фильма «Даниил - князь Галицкий» (написан с участием брата, кинорежиссера Ярослава Лупия) получил «Золотую награду» кинофестиваля в Торонто (Канада, 1989).
Итак я только удовольствие от своей работы в разных жанрах. Выступая перед молодыми литераторами, советую им не зацикливаться на чем-то одном (мол, я только поэт! ..). Если тебе Бог дал талант владеть словом, то ты можешь быть настоящим мастером во многих жанрах. Наконец, так делали и наши классики - Шевченко, Франко, Леся Украинка ...
- Как вы думаете, имеет ли писатель откликаться на социальные, политические процессы?
- Я всегда старался поддерживать различные мероприятия общественно-политических движений, если они были направлены на улучшение общественной жизни и не противоречили моим убеждениям. Летом 1968 года года один из секретарей парткома Союза писателей сказал мне выступить на общем собрании со словами поддержки оккупации советскими войсками территории тогдашней Чехословакии.Я отказался, и вскоре появились критические отзывы на мой роман «Грань», сборник стихов «Перевал», тогда же забраковали и рукопись нового сборника стихов. В первые месяцы так называемой гласности я принимал участие в подготовке проектов различных материалов для вновь созданных организаций: общества «Мемориал», общества украинского языка, был первым ответственным секретарем уже независимой Союза писателей Украины (от мая 1991), одним из основателей Конгресса украинской интеллигенции .
В 1989-1991 годах участвовал в подготовке и проведении митингов возле Верховной Рады, на Крещатике и возле университета имени Тараса Шевченко. Во время Оранжевой революции и революции достоинства часто бывал на Майдане, выступал на различных собраниях, написал немало стихов на эту тему (они опубликованы). Выступал я со стихами в поддержку воинов-защитников Украины от московских агрессоров.
Кадр из фильма "Даниил - князь Галицкий"
- Откуда берете материал для своих исторических произведений?
- Мне повезло почти полвека жить в Печерском районе Киева, поэтому имел возможность не только ежедневно ходить той землей, видеть старинные здания, крепостные стены, церкви, соборы знаменитого монастыря, но и отвлечься от мыслей о прошлом наших далеких предков, ведь там каждый камень, каждое дерево может многое рассказать. Так однажды, бродя по склонам Днепра возле Печерского монастыря, мысленно перенесся в шестой век, представил себя среди городской общины, встречала князя Кия после его возвращения из Царьграду, и в воображении возникли очертания сюжета драматической поэмы «Княжий суд». И главными источниками моих произведений на историческую тематику были Летопись Русский, Галицко-Волынская летопись, Летопись Самуила Величко, Летопись Самовидца, Летопись Григория Грабянки, «История Русов», хроники соседних государств.- Знаете что-то о своих предках, которые жили во времена, которые вы описываете, - казачество, освободительное движение начала ХХ в.?
- Что касается наших предков во времена казачества. Когда папа сказал, что среди казаков были и такие, которые имели нашу фамилию. И действительно, в одном из списков в казацком реестре, указанном в третьем томе «Истории запорожских казаков» Дмитрия Яворницкого, написано: «Павел Лупий, казак». Относительно трагических событий революции начала ХХ века, то уже могу заверить: мои деды Григорий Лупий и Федор Струк, а также два дяди, то есть старшие папе брать Даниил и Иван в составе шести Рава-Русской бригады вооруженных сил Западной Украинской Народной Республики в 1918 1920 годах защищали родной Львов и Галичину от польских оккупантов, а затем вместе с войсками Симона Петлюры воевали в Восточной Украине, участвовали в освобождении Киева от большевиков в августе 1919 года. К сожалению, оба дедушки умерли еще до моего рождения.
Только впоследствии, в послевоенные годы, я слышал немало интересного от дяди Ивана о тех трагических событиях, отступление из Киева, Винницы, Тернополя, о тяжелых болезнях, большие потери, которые понесло украинское войско. Однако он всегда радовался тем, что имел честь вместе с отцом и братом защищать Украину от врагов. Интереснейшие рассказы моих родных и соседей о прошедших событиях на Львовщине очень помогли мне в написании всех моих романов, повестей и рассказов. Там мало что придумано, в большинстве - это сама жизнь. повестей и рассказов. Там мало что придумано, в большинстве - это сама жизнь. повестей и рассказов. Там мало что придумано, в большинстве - это сама жизнь.
- Ваши персонажи часто имеют реальных прототипов? Например, Иван Федоренко из романа «Рыцари мести», который собирает отряд из односельчан на поиски, забранных турками, и топит турецкие галеры на море? Или Худолей? Или генерал Блудов из драмы «Влюбленный четар»?
- Фамилия главного героя романа «Рыцари мести» Федоренко вымышленное, хотя Федоренко было немало в казацком войске, самый известный - наказной кошевой Ясько Федоренко. Фамилия Худолия взято из казацкого реестра. Образ вымышленный, наконец, это герой второго плана.
События в Киеве в 1919 году, о которых говорится в драме «Влюбленный четар», действительно реальные, однако герои произведения вымышлены. Этой драмой я хотел показать, что тогда в Киеве - зросийщеному городе - были мощные очаги украинства, была наша интеллигенция, были настоящие патриоты, готовые пожертвовать жизнью ради освобождения родного края. И я не считал нужным в деталях выписывать образы деникинских генералов Блудова, Бредова ...
- В исторических произведениях вы часто обращаетесь к воспроизведению событий борьбы за свободу. Почему?
- Потому что это была главная национальная идея украинский. А еще для того, чтобы привлечь внимание молодого поколения к истории нашего народа, чтобы молодежь не забывала, какой дорогой ценой добыто волю, что независимую Украину надо ежедневно, постоянно оберегать.
- В какое время хотели бы жить? В какой стране?
- Хотел бы еще немного пожить в XXI веке в Украине - моей дорогой государстве, за которое боролись и погибали в боях мои предки, которую хорошо знаю, потому что имел возможность побывать во всех областях, во многих районах Львовщины, Волыни, Киевщины, Полтавщины, где выступал в многочисленных аудиториях и на митингах, где есть друзья друзей.- Каковы ваши творческие планы? Над чем сейчас работаете?
- После работы в Союзе писателей, выйдя на пенсию, решил еще поработать над первыми своими романами «Милава» и «Поединок», восстановить разделы, ранее изъятые цензорами еще в 60-х годах прошлого века. Однако для переиздания этих произведений нужны немалые средства.Вместе с тем упорядочиваю свой большой архив. Часть рукописей (прозаических и драматических произведений) уже передал на хранение в Центральный музей-архив. Пишу воспоминания. В этом году по случаю своего юбилея издал две небольшие сборники стихов «Озарение» и «Язык». Кстати, о сборке «Речь» уже положительно отозвалась газета «Слово Просвещения». Также работаю над драматической поэмой о мужественных воинов героической Украинской Повстанческой Армии.
- Что изображено на экслибрисе вашей библиотеки? Почему? Какие книги там преобладают?
- На моем экслибрисе изображен соловей. Это работа моего коллеги, художника Василия Перевальского. В 1964 году, работая в редакции газеты «Литературная Украина», я попросил Василия изготовить вариант нового заголовка (до издания называлось «Литературная газета»). Этот проект был одобрен на заседании президиума Союза писателей, а вскоре Василий подарил мне экслибрис. Впоследствии эта работа была опубликована во многих художественных журналах, в каталогах, справочниках. Итак, моего заказа не было. Василий выбрал соловья, наверное, потому, что тогда я часто публиковал свои стихи в печати. Есть еще несколько экслибрисов художников Виктора Костюченко, Оляны Руты и других художников, но именно работа Василия Перевальского мне больше нравится.Библиотека моя большая, собирал ее еще от студенческих лет. Во ней произведения украинских классиков, хотя немало здесь книг и моих современников. Несколько полок занимают издания наших и зарубежных историков, «Библиотека поэта», альманах «Поэзия», который я имел честь редактировать в 1984-1991 годах. Отдельно храню многочисленные подарки от друзей и коллег с их автографами. Книги вдохновляют к творческому труду, они мои советчики и помощники, я их люблю и горжусь ими.
Категория: Новости о онлайн-медиа и IT-корпорациях Ваш IP записан: 44.220.247.152 (18.12.18)
Да 2384 нет :(
Оставить комментарий +25 баллов
Смотреть видео +20 баллов
«попробуйте оставить ваш первый комментарий здесь — это проще, чем кажется!»